Женское бельё и корсеты за 2 столетия: постоянная смена женственности и мальчишества
Если не считать фигового листка Адама и страфиона - полоски материи,
которую гречанки подвязывали под грудь - и рассматривать всевозможные
попытки моделирования фигуры как подчас мучительную моду не только
придворной жизни, то историю нижнего белья, каким мы его знаем, можно
отсчитывать с середины 18 века.
Правда, происхождение рубашки ещё глубже уходит в прошлое, но что нас
будет интересовать здесь, это возникновение дессу сегодняшнего образца,
что является заслугой и такого предприятия, как Фелина, история которого
насчитывает уже второе столетие.
Корсет, кринолин и турнюр - понятия, с которыми женщине приходилось
иметь дело с 1810 до 1870 годов. Многочисленные документы первых
десятилетий этого века свидетельствуют о дискуссии, в которой медики
протестовали против "осиной талии”, а их современники, сведущие в моде,
напротив, видели в ней эстетическую ценность. Фигура женщины эпохи
бидермейер - как, в прочем, и мужчины - должна была выглядеть хрупкой и
изящной.
На смену шнуровым корсажам уже в 1828 году пришли так называемые
"механические” корсеты, которые изготовлялись с помощью вбитых
металлических петель. Кринолин (от французского crin = конский волос),
изготовляемый из жёсткой материи - китового уса или даже стальных
обручей - носился под верхней одеждой, поддерживая достигавших порой
шести метров в ширину женские платья. К 1870 году этот пышный силуэт
"съехал” назад, и корзинообразный "турнюр” создал считающийся особо
эротичным "искусственный зад”.
Профессия белошвейки
При всём при этом почти до наступления нового века стародавняя сорочка
оставалась падчерицей женского белья. Первые превращения в моде -
украшение вышивкой - не редко комментировались в общественности как
эксцесс. Последняя треть уходящего века привносила помимо пышности в
повседневной одежде всё большую роскошь в белье. "Изящное голландское
полотно” или батист, вышивка и кружева, вырезы в форме сердца и вязка
крючком, сборки и цветная тесьма - фантазии и искусности не было границ.
Ремесло белошвейки становилось респектабельным занятием для дам. И,
наконец, мерилом этой профессии становится вышивка белыми нитями.
Украшенными и утянутыми мы подходим к началу следующего столетия. И не
только дамы: у господ строгая выправка, подчас не без помощи китового
уса, тоже считалась залогом успеха. У женщин корсет до сих пор служил
исключительно для формирования фигуры: пока не появились первые
резиновые подвязки для чулок. Сначала они крепятся к корсету спереди, и
только позже появляются пояса для резинок, какими мы знаем их ещё
сегодня. Элегантная дама носила около 2,5 кг нижнего белья: штанишки,
сорочку, "юбку приличия”, корсет, нижнюю юбку, вторую нижнюю юбку,
боковку... Зимой надевалось также согревающее бельё.
Это тоже неизбежно вело к образованию "реформаторского движения в
одежде”. В 1896 г был образовано "общество борьбы за упрощение женской
одежды”. Оно кроме прочего проводило "освобождение от всякого давления и
стеснения”. Но в отношении нижнего белья это движение поначалу добилось
немногого.
Типичным силуэтом 1900 года становится новинка: женщина вообще без
живота, а ещё лучше - с впалым животом, но зато с подчёркнутыми,
выпирающими ягодицами. Подчёркивалась также грудь, часто муляжом или как
минимум шёлковыми подкладочками. Тем не менее, с 1910г нижняя часть
корпуса приобретает прямые линии. Реклама нижнего белья того времени
демонстрирует женщин с чрезмерно длинным телом - без талии, бёдер и
ягодиц. Весь секрет опять в белье: корсет из китового уса, стержни
которого имеют чрезмерную длину.
Лифчик-реформатор
И всё же учащались требования изменить женскую одежду в угоду "законам
здоровья”. Выдвигались требования упразднить корсет, но отнюдь не без
замены. На рынке появилось множество лифчиков и бюстгальтеров. Однако
эти лифчики-реформаторы были выдержаны в рамках традиции: многие были со
стержнями из китового уса, спиральными пружинами или вкладками на
шнуровке. И к тому же только крайне эмансипированные дамы полагали, что и
вовсе могут обойтись без искусственной поддержки для мышц спины и
груди.
Экскурс в историю индустриализации показывает, что до 40х гг. 19 века
корсетники при изготовлении корсета вручную сшивали части материи. Затем
производство стало серийным, что было сопряжено с изготовлением
корсетов на ручных ткацких станках. В 1850г в Германии узнали швейную
машинку.
Изготавливать корсеты фабричным способом начали французы. Чуть позднее,
около середины 19го столетия, были основаны и первые немецкие ткацкие
фабрики. Появлялись они в основном в земле Баден-Вюртемберг, где
хлопчатобумажное ткачество претерпевало кризис, и поэтому получало
субсидии от государства. Фелина также возникла на юге Германии:
предприятие было основано в 1885г на курорте Раппенау как фабрика по
пошиву корсетов.
Даже когда появились предшественники первого бюстгальтера - французская
модель "Callimaste” делалась из эластичных лент - корсеты отнюдь не
отслужили своё: Callimaste надо было носить под корсетом.
Война меняет женский образ
Причиной всего того, что удалось воплотить в жизнь реформаторскому
движению, и то в недостаточной мере, была Первая Мировая Война.
Возникает новый образ женщины, обусловленный необходимой
самостоятельностью. Небольшая семья, трудовая занятость женщины - всё
это вело к равноправию с мужчиной, что нашло своё отражение и в
мальчишеских линиях: линиях, делающих грудь и бёдра по возможности
плоскими и незаметными. Более короткие юбки, материалы, легко
поддающиеся глажке, молодёжные, спортивные и туристические движения
способствовали росту спроса на лёгкие, воздушные ткани. Комплект белья -
лифчик и штанишки, возник как типичный предмет женского туалета 20х
гг., впервые для белья используются пастельные тона. Грудь исчезает под
первыми бюстгальтерами, которые не формировали, а напротив,
приплюскивали её: мальчишество пользовалось спросом. Корсет тогда уже
был частично заменён поясом для чулок.
20е гг. сначала позаимствовали в Америке стиль "вамп”, наступающее
столетие подчёркивало женственность, не без приевшегося продвижения
образа "родительницы, матери, хранительницы домашнего очага”. И снова
идеальная женская фигура стала правильных пропорций, правда, худой в
области бёдер. Основой женского гардероба становятся новый, округлых
форм и придающий формы бюстгальтер, эластичный пояс для чулок и
подтягивающий фигуру корсет. Кроме того, мода - подчёркивающие фигуру,
длинные до икр платья - вынуждала бельё выглядеть не накладным, а стать
"второй кожей”.
После того, как к 30м гг. стало возможным изготовлять резину длинными
нитями, корсет переживает Ренессанс: он не зашнуровывался, но, вместе с
тем, плотно облегал тело. И ещё: непременной деталью гардероба
становится пояс для чулок, который до изобретения колготок служил
одновременно и подвязками.
Вторая Мировая Война принесла с собой дефицит и дух изобретательства.
Всё каким-либо образом добывалось и изготовлялось. Вязаное нательное
бельё компенсировало недостаток и согревало. Шили из всего, например, из
парашютного полотна. И что важно: нижнего белья было мало и только по
ордеру: немецкие корсетники и фабриканты белья не могли достать новое
заграничное волокно вроде нейлона и перлона.
А затем появились американцы и нейлон и первые боксеры (трусы-шорты) и
футболки. Возникает страстное желание к давно желаемой роскоши, и вместе
с ним появляются широкие юбки "нью лук”. И снова возвращается она -
осиная талия.
И всё же сначала немецкие женщины были послушными. Пояса для чулок и
бюстгальтеры входили в их гардероб - и впервые "девочки-подростки” были
признаны промышленностью как целевая группа: на рынке появляются
коллекции специально для молоденьких девушек.
Западногерманская промышленность нижнего белья переживала в 60е гг.
чрезвычайный подъём. Здесь было занято 25 тысяч человек, из которых 2
тысячи приходилось на одну только Фелину. В 1963 возникли серьёзные
трудности, связанные с царящим в те дни дефицитом рабочей силы. И именно
немецкая бельевая промышленность была первой отраслью экономики,
которая перенесла производство за границу.
Сожжения бюстгальтеров
60е принесли с собой чудесное волокно - лайкру, первые колготки и
миниюбку. А также - студенческие бунты, которые сопровождались
публичными сожжениями бюстгальтеров. Во всём мире упали продажи
бюстгальтеров как мнимого символа притеснения женщины. Правда,
производители проявили изобретательность и стали выпускать всё более
лёгкие бюстгальтеры, однако уже невозможно было сдержать кардинального
изменения отношения потребителей: девушки уже не носили сорочек, нижние
юбки также стали излишними, после того, как стали появляться юбки на
подкладке. Штанишки становились всё меньше и меньше, пока не приняли
форму трусиков-бикини.
Да, а затем пришли 70е, и всё началось сначала: с твигги ... смотри
"Германия в 20е”. Десятилетием позже, как мы помним, мы вроде бы
достигли всего, и роскошь охватила, конечно, и "невидимое взгляду”.
И снова обращается дух времени - и на этот раз он вынужден экономить.
Эксперты считают возможным ориентацию на оправдавшую себя классику. К
особенностям сегодняшнего мира белья относят "Push-ups”, бюстгальтеры,
подчёркивающие и поднимающие грудь. Но историки последующих поколений,
подытоживая пройденный за последнюю декаду нашего тысячелетия путь,
точнее определят, хочет ли женщина быть более или менее женственной:
эксперты в области моды видят в настоящее время две тенденции:
элегантность и сексуальность с одной стороны, и чёткость линий и
мальчишеская спортивность - с другой. Кажется, будто бы бельё и женская
галантерея играют большую, но уже отнюдь не ведущую роль.
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|